Организация работы по обеспечению пожарной безопасности предприятия
2.1. Документальное оформление организационной работы по обеспечению пожарной безопасности предприятия..
2.1.1. Организационная работа по обеспечению пожарной безопасности с целью придания ей юридической формы должна быть надлежащим образом документально оформлена.
К основным организационно-распорядительным документам, регламентирующим порядок обеспечения пожарной безопасности, относятся:
приказ (распоряжение) руководителя предприятия об обеспечении пожарной безопасности на предприятии, в его структурных подразделениях, филиалах и т.п.;
инструкции о мерах пожарной безопасности – общеобъектовые, для филиалов, а также для взрывопожароопасных и пожароопасных участков (мастерских, цехов, складов и т.п.);
планы эвакуации при пожаре;
планы пожаротушения объектов;
другие документы, наименование и содержание которых приводятся в соответствующих разделах настоящего пособия.
2.1.2. Указанные документы в зависимости от организационно-штатной структуры предприятия, как правило, разрабатываются одним из руководителей предприятия либо службой (подразделением, штатным работником) пожарной безопасности, службой (подразделением, штатным работником) охраны труда и техники безопасности, а также руководителями структурных подразделений (филиалов) в пределах их компетенции.
При отсутствии на предприятии квалифицированных специалистов к разработке указанных документов можно привлекать специализированные организации, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
2.1.3. Приказ по обеспечению пожарной безопасности.
2.1.3.1. На каждом предприятии в целях обеспечения пожарной безопасности и повышения персональной ответственности должностных лиц и работников руководитель предприятия обязан издать приказ «О порядке обеспечения пожарной безопасности».
2.1.3.2. Приказ должен содержать все необходимые указания в этой области:
- назначение ответственных за обеспечение пожарной безопасности на предприятии в целом, в структурных подразделениях и филиалах предприятия;
- назначение ответственных за пожарную безопасность электроустановок, систем вентиляции и отопления;
- назначение ответственных за эксплуатацию установок автоматических систем противопожарной защиты (автоматических систем: пожарной сигнализации, пожаротушения, оповещения людей о пожаре, противодымной защиты), пожарного водоснабжения;
- обязанности лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;
- установление противопожарного режима;
- регламентирование порядка проведения временных огневых и других пожароопасных работ, осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара;
- определение порядка, сроков проведения противопожарных инструктажей, занятий по пожарно-техническому минимуму и ответственных за их проведение;
- организацию других мероприятий по усмотрению руководителя предприятия, исходя из специфических особенностей объектов.
- оперативно-тактическая характеристика объекта с указанием особенностей конструктивно-планировочных решений, технологического процесса производства, наличия людей, характеристики пожарного водоснабжения, систем автоматического пожаротушения, электроснабжения, вентиляции и другого инженерно-технического оборудования, наличия взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых веществ и т.п.;
- расчетная часть вероятности возникновения и развития пожара, привлечения и сосредоточения сил и средств для его тушения и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
- порядок привлечения и взаимодействия сил и средств пожарной охраны, администрации и инженерно-технических служб объекта, специальных аварийных, спасательных и др. служб объекта и населенного пункта (региона), их задачи и обязанности;
- организация работы и состав оперативного штаба пожаротушения, обеспечения связи на пожаре, руководства боевыми действиями привлекаемых сил и средств;
- особые рекомендации по тушению пожара с учетом специфики объекта;
- графическая часть с указанием плана территории объекта, схемы пожарного водоснабжения, поэтажных планов и разрезов зданий и сооружений, схем расстановки сил и средств, привлекаемых для проведения работ по тушению пожара;
- сведения о корректировке и практической отработке планов с привлечением предусмотренных сил и средств.
- подразделение Государственной противопожарной службы, в районе выезда которого находится объект;
- подразделение пожарной охраны объекта (при наличии такого подразделения);
- одна из круглосуточных дежурных служб объекта. Данный экземпляр в случае пожара должен быть предоставлен руководителю тушения пожара;
- лицо, ответственное за обеспечение пожарной безопасности объекта.
- собственники имущества;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий;
- лица, в установленном порядке, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
- должностные лица в пределах их компетенции.
2.1.3.3. Должностные лица и лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, эксплуатацию установок автоматических систем противопожарной защиты, пожарного водоснабжения должны быть ознакомлены с приказом под роспись, а остальным работникам приказ объявляется в установленном на предприятии порядке.
2.1.3.4. Приказ также может доводиться до персонала предприятия при проведении противопожарных инструктажей с отметкой в журналах противопожарного инструктажа.
В целях обеспечения информированности, наглядности и доступности приказ размещается на стендах «Пожарная безопасность».
2.1.3.5. Примерные варианты приказа и обязанности лиц, ответственных за пожарную безопасность приведены в приложениях 1, 2.
2.1.4. Инструкции о мерах пожарной безопасности.
2.1.4.1. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (п.1.1.3 [2]) на каждом предприятии должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности – общеобъектовые, для филиалов, а также для взрывопожароопасных и пожароопасных участков (мастерских, цехов, складов и т.п.) с учетом специфических особенностей предприятия.
2.1.4.2. Инструкции разрабатываются в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 3, утверждаются руководителем предприятия и вводятся в действие в порядке, установленном на предприятии.
2.1.6.2. Планы пожаротушения разрабатываются, как правило, на взрывопожароопасные, пожароопасные объекты (цеха, склады, установки и т.п.), объекты с массовым пребыванием людей и другие объекты, представляющие опасность быстрого развития пожара, имеющие специфические особенности технологического процесса производства, являющиеся сложными для проведения работ по тушению пожара и спасанию людей в силу своих конструктивных и других особенностей.
2.1.6.3. В планах пожаротушения в основном должны быть отражены:
2.1.6.4. Планы пожаротушения разрабатываются совместно с территориальными (объектовыми) подразделениями Государственной противопожарной службы.
2.1.6.5. Совместно с подразделениями Государственной противопожарной службы также составляются: список объектов предприятия, на которые необходимо разрабатывать планы пожаротушения, графики разработки, корректировки и практической отработки планов с привлечением сил и средств.
2.1.6.6. По одному экземпляру каждого разработанного плана пожаротушения объекта должны иметь:
2.1.6.7. На режимных предприятиях разработка, хранение и применение планов пожаротушения осуществляется с учетом установленных правил режима.
2.2. Обучение мерам пожарной безопасности.
2.2.1. Необходимость обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности установлена Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст.ст.3, 37 [1]) и правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (п. 1.1.4.[2]).
Организация обучения мерам пожарной безопасности может также регулироваться законодательными и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Например: в г.Москве вопросы обучения мерам пожарной безопасности регламентированы:
- законом г.Москвы о пожарной безопасности (ст.14.[6]);
- правилами пожарной безопасности для г.Москвы (п. 1.1.6., 1.2.3, прил.1 [8]);
- методическими рекомендациями о порядке обучения мерам пожарной безопасности на предприятиях г.Москвы [9].
2.2.2. Организация обучения работников предприятия мерам пожарной безопасности возлагается на руководителя предприятия (п.1.1.8 [2]).
2.2.3. Обучение работников предприятия мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с разрабатываемыми Положением и программами обучения в виде:
- пожарно-технических минимумов;
- противопожарных инструктажей.
2.2.4. Пожарно-технический минимум – основной вид обучения. Курсы пожарно-технического минимума проходят руководители и главные специалисты предприятия, руководители, ИТР и специалисты подразделений, лица, ответственные за пожарную безопасность подразделений, работники взрывоопожароопасных цехов, лица, выполняющие пожароопасные работы и лица, осуществляющие круглосуточную охрану предприятий.
2.2.4.1. Сведения о проведении занятий и результаты экзаменов (зачетов) отражаются в журнале производственного обучения и оформляются протоколом заседания комиссии по проверке знаний пожарной безопасности.
2.2.4.2. Лицам, прошедшим обучение и сдавшим экзамен (зачет) по курсу пожарно-технического минимума выдается удостоверение с указанием даты последующей переаттестации за подписью председателя комиссии, заверенное печатью предприятия, выдавшего удостоверение.
2.2.4.3. Комиссия по проверке знаний пожарной безопасности назначается приказом руководителя предприятия из лиц, аттестованных по пожарной безопасности и имеющих удостоверение о проверке знаний пожарно-технического минимума, в составе не менее трех человек.
В состав комиссии могут включаться представители Государственной противопожарной службы и специализированных комбинатов (организаций), имеющих лицензию Государственной противопожарной службы на право обучения мерам пожарной безопасности.
2.2.5. Противопожарные инструктажи – вид обучения, при котором противопожарный инструктаж (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) проходят все работающие на предприятии, в том числе, учащиеся и студенты при прохождении производственной практики или обучения, лица, командированные на предприятие, работники подрядных организаций, выполняющие работы на предприятии.
2.2.5.1. Результаты противопожарных инструктажей отражаются в журналах регистрации инструктажей, и (или) личной карточке прохождения обучения и (или) наряде-допуске на проведение работ повышенной опасности.
2.2.6. Положение об обучении мерам пожарной безопасности и программы обучения утверждаются руководителем предприятия и вводятся в действие в порядке, установленном на предприятии.
Рекомендуется согласовывать их с территориальными (местными, объектовыми) органами управления Государственной противопожарной службы или их подразделениями и вводить в действие приказом по предприятию.
2.2.7. Примерные варианты приказов, положения и программ обучения, формы журналов, протокола, личной карточки, удостоверения наряда-допуска, перечень вопросов, включаемых в экзаменационные билеты для проверки знаний, приведены в приложениях 6-23.
2.3. Пожарно-технические комиссии предприятий.
2.3.1. Пожарно-технические комиссии (далее – ПТК) предприятий создаются на основании требований правил пожарной безопасности в Российской Федерации (п. 1.1.6. [2]).
2.3.2. Создание ПТК на предприятиях может также регламентироваться законодательными и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Например:
1) В г.Москве вопросы создания и деятельности ПТК регламентированы:
- законом г.Москвы о пожарной безопасности (ст.7 [6]);
- положением о ПТК [11], утвержденным постановлением Правительства Москвы от 10.08.1999 г. № 722 (п.3.4., прил. 4 [7]).
2) Согласно указанным нормативным актам ПТК создаются на предприятиях, в учреждениях и организациях г.Москвы, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности с числом работающих 10 и более человек.
2.3.3. ПТК создаются с целью привлечения инженерно-технических работников (ИТР) и специалистов предприятия к активному участию в работе по предупреждению и борьбе с пожарами.
2.3.4. ПТК создаются приказом руководителя предприятия.
Председателем ПТК, как правило, назначается главный инженер предприятия, секретарем – специалист по пожарной безопасности службы охраны труда.
В состав ПТК входят ИТР, деятельность которых связана с эксплуатацией и обслуживанием технологических установок, электроустановок, систем вентиляции, отопления, водоснабжения, связи, производственной автоматики, автоматической противопожарной защиты и т.п., специалисты-технологи, руководители пожарной охраны предприятия, службы охраны труда и техники безопасности, представители профсоюза.
Примерный вариант приказа приведен в приложении 24.
2.3.5. Организация и порядок работы ПТК устанавливаются Положением о пожарно-технической комиссии предприятия.
2.3.6. Положение о ПТК утверждается руководителем предприятия, согласовывается с территориальными (местными, объектовыми) органами управления Государственной противопожарной службы и вводится в действие приказом по предприятию.
Примерные варианты приказа и положения приведены в приложениях 25, 26.
2.4. Добровольные пожарные дружины предприятия.
2.4.1. Добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) предприятий создаются на основании требований правил пожарной безопасности в Российской Федерации (п.1.1.6. [2]).
2.4.2. Создание ДПД на предприятиях может также регламентироваться законодательными и иными актами субъектов Российской Федерации.
Например: Согласно закону города Москвы о пожарной безопасности (ст.7[6]) и постановлению Правительства Москвы от 10.08.99 г. №722 (п.3.3. [7]) ДПД создаются на предприятиях, в учреждениях и организациях г.Москвы независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности с числом работающих не менее 50 человек.
2.4.3. ДПД создаются с целью привлечения работников предприятия к работе по предупреждению и борьбе с пожарами, обеспечения соблюдения на предприятии требований действующих норм и правил пожарной безопасности, приказов и распоряжений руководителя предприятия.
2.4.4. ДПД создаются на добровольных началах из числа работников предприятия, подавших на имя руководителя предприятия письменное заявление о приеме в члены ДПД.
Зачисление в ДПД и последующие изменения состава дружины оформляются приказом руководителя предприятия.
Примерный вариант приказа приведен в приложении 27.
2.4.5. Организация и порядок деятельности ДПД устанавливаются Положением о добровольных пожарных дружинах предприятия.
2.4.6. Положение о ДПД утверждается руководителем предприятия, согласовывается с территориальными (местными, объектовыми) органами управления Государственной противопожарной службы и вводится в действие приказом по предприятию.
Примерные варианты приказа и положения приведены в приложениях 28 и 29.
Примечание к подразделам 2.2, 2.3, 2.4:
Приведенные примерные варианты Программ обучения, Положений об обучении, о ПТК, о ДПД разработаны на примере аналогичных Программ и Положений, действующих в Москве и утвержденных соответствующими нормативными актами Правительства Москвы ([6-9], [11, 12]).
2.5. Автоматические системы противопожарной защиты предприятия.
2.5.1. Обязанность предприятий по разработке и осуществлению мер обеспечения пожарной безопасности (ст.37 [1]) предполагает внедрение автоматических систем противопожарной защиты, как наиболее эффективных средств обеспечения пожарной безопасности.
2.5.2. К автоматическим системам противопожарной защиты относятся:
2.5.2.1. Автоматические установки пожаротушения (водяного, пенного, газового, порошкового, аэрозольного).
2.5.2.2. Автоматические установки пожарной сигнализации.
2.5.2.3. Автоматические системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией.
2.5.2.4. Автоматические системы противодымной защиты.
2.5.3. Необходимость оснащения объектов автоматическими системами противопожарной защиты регламентируется:
2.5.3.1. Автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации – НПБ 110-99 [13].
2.5.3.2. Автоматическими системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией – НПБ 104-95 [14].
2.5.3.3. Автоматическими системами противодымной защиты СНиП 2.04.05 – 91*[14].
2.5.4. На предприятии для качественной эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты приказом руководителя должен быть назначен следующий персонал:
а) лицо, ответственное за эксплуатацию каждой конкретной системы (установки);
б) обслуживающий персонал для производства, технического обслуживания и ремонта систем (установок), прошедший специальное обучение и имеющий соответствующее удостоверение (допуск);
в) оперативный (дежурный) персонал для круглосуточного контроля за работоспособным состоянием систем (установок).
2.5.5. Общий порядок содержания и эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты установлены ППБ-0193** (разд. 1.8.[2]) и включает следующие требования:
2.5.5.1. Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия обязан принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.
2.5.5.2. В помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) должна быть вывешена инструкция о порядке действий оперативного (дежурного) персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) пожарной автоматики. Диспетчерский пункт (пожарный пост) должен быть обеспечен телефонной связью и исправными электрическими фонарями (не менее 3 шт.).
2.5.5.3. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
2.5.5.4. Баллоны и емкости установок пожаротушения, масса огнетушащего вещества и давление в которых ниже расчетных значений на 10 процентов и более, подлежат дозарядке или перезарядке.
2.5.5.5. Оросители спринклерных (дренчерных) установок в местах, где имеется опасность механического повреждения, должны быть защищены надежными ограждениями, не влияющими на распространение тепла и не изменяющими карту орошения.
Устанавливать взамен вскрывшихся и неисправных оросителей пробки и заглушки не разрешается.
2.5.5.6. Станция пожаротушения должна быть обеспечена схемой обвязки и инструкцией по управлению установкой при пожаре.
У каждого узла управления должна быть вывешена табличка с указанием защищаемых помещений, типа и количества оросителей в секции установки. Задвижки и краны должны быть пронумерованы в соответствии со схемой обвязки.
2.5.5.7. Системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.).
2.5.5.8. В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, руководитель объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.
2.5.5.9. Оповещатели (громкоговорители) должны быть без регулятора громкости и подключены к сети без разъемных устройств.
При обеспечении надежности для передачи текстов оповещения и управления эвакуацией допускается использовать внутренние радиотрансляционные сети и другие сети вещания, имеющиеся на объекте.
2.5.6. Подробные требования норм и правил (ввиду их значительного объема в настоящем пособии не приводятся) проектирования, монтажа и эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты, образцы приемо-сдаточной и технической документации содержатся в нормативных документах, указанных в табл.1.
Таблица 1
№ п/п |
Вид документа |
Номер документа |
Содержание документа |
1. |
Государственные стандарты: - межгосударственные (ГОСТ); - Российской Федерации (ГОСТ Р) |
||
1.1. |
ГОСТ 12.3.046-91 |
Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования. |
|
1.2. |
ГОСТ Р 50680-94 |
Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний |
|
1.3. |
ГОСТ Р 50775-95 |
Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения. |
|
1.4. |
ГОСТ Р 50776-95 |
Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию. |
|
1.5. |
ГОСТ Р 50800-95 |
Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний. |
|
1.6. |
ГОСТ Р 50969-96 |
Установки газового пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний. |
|
1.7. |
ГОСТ Р 51091-97 |
Установки порошкового пожаротушения автоматические. Типы и основные параметры. |
|
2. |
Строительные нормы и правила (СНиП) |
||
2.1. |
СниП 2.04.09-84 |
Пожарная автоматика зданий и сооружений |
|
2.2. |
СниП 2.04.05-91* |
Отопление, вентиляция и кондиционирование. Дымоудаление. |
|
2.3. |
СниП 21-01-97 |
Пожарная безопасность зданий и сооружений. |
|
3 |
Нормы пожарной безопасности (НПБ) |
||
3.1. |
НПБ 110-99 |
Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации. |
|
3.2. |
НПБ 21-98 |
Установки аэрозольного пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования и применения. |
|
3.3. |
НПБ 22-96 |
Установки газового пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования и применения. |
|
3.4. |
НПБ 56-96 |
Установки порошкового пожаротушения импульсные. Временные нормы и правила проектирования и эксплуатации. |
|
3.5. |
НПБ 104-95 |
Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях |
|
3.6. |
НПБ 240-97 |
Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний. |
|
3.7. |
НПБ 58-97 |
Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний. |
|
3.8. |
НПБ 77-98 |
Технические средства оповещения и управления эвакуацией пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний. |
|
3.9. |
НПБ 80-99 |
Модульные установки пожаротушения тонкораспыленной водой автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний. |
|
4. |
Руководящие документы (РД) |
||
4.1. |
РД 25.952-90 |
Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Порядок разработки задания на проектирование |
|
4.2. |
РД 25.953-90 |
Системы автоматические пожаротушения, пожарной, охранной и охранно-пожарной сигнализации. Обозначения условные графические элементов связи. |
|
4.3. |
РД 78.145-93 |
Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ. |
|
4.4. |
РД 009.01-96 |
Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания. |
|
4.5. |
РД 009.02-96 |
Установки пожарной автоматики. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт. |
|
5. |
Рекомендации (Р) |
||
5.1. |
Р 78.36.007-99 МВД России |
Выбор и применении средств охранно-пожарной сигнализации и средств технической укрепленности для оборудования объектов. |
|
6. |
Методические рекомендации (МР) |
||
6.1. |
МР-99 ВНИИПО МВД России |
Автоматические системы пожаротушения и пожарной сигнализации. Правила приемки и контроля. |
2.8. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
2.8.1. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящего раздела, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной (материальной - реализуемой на предприятии правами руководителя), административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ст.38 [1]).
2.8.2. Административная ответственность.
Административная ответственность может реализовываться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке.
Нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, государственных, кооперативных и иных организациях, общественных местах, складских помещениях, в общежитиях и жилых домах, противопожарных требований предусмотренных строительными нормами и правилами при проектировании, строительстве зданий и сооружений, государственными стандартами, а также правил использования и содержания противопожарного инвентаря, оборудования, автоматических средств обнаружения и тушения пожаров, либо невыполнения постановления государственного пожарного надзора о приостановлении работы предприятия, производственного участка, агрегата или о запрещении эксплуатации здания, сооружения, помещения - влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере одной второй минимального размера оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже 1/10 минимального размера оплаты труда и предупреждения или наложения штрафа на должностных лиц - равным одному минимальному размеру оплаты труда, при этом размер налагаемого штрафа не может быть ниже 1/3 минимального размера оплаты руда (ст.169 [20]).
2.8.3. Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность наступает по решению суда, За преступления в области пожарной безопасности предусмотрены следующие статьи (УК РФ [21]).
Статья 167. Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
1. Умышленное уничтожение имущества или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного материального ущерба, -наказываются штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.
Комментарий.
1. По ч. 2 ст. 167 уголовной ответственности полежит лицо, совершившее деяние путем поджога, взрыва или иным опасным для здоровья и жизни людей способом, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
2. Субъектом по ч. 2 ст. 167 является виновное лицо с 14 лет.
Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.
1. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности, наказывается штрафом в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комментарий.
1. По ч. 2 ст. 168 уголовной ответственности подлежит лицо за деяния, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, либо повлекшие тяжкие последствия (например, пожары лесных массивов, повреждение газопроводов и др.)
2. Субъект - виновное лицо с 16 лет.
Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности.
1. Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, - наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий.
1. Объективная сторона преступления выражается как в действии, так и в бездействии нарушающих правила пожарной безопасности.
2. Преступление может быть совершено по неосторожности, как по легкомыслию, так и по небрежности.
3. Субъектом преступления могут быть квартиросъемщики, домовладельцы, вменяемые лица, достигшие 16 летнего возраста.
4. Под тяжкими последствиями понимается уничтожение или повреждение пожаром материальных ценностей, приостановление производства и т.п., если материальный ущерб превышает в пятьсот раз минимальный размер оплаты труда.
2.8.4. Административная ответственность предприятий.
Предприятия за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности по постановлению должностных лиц Государственной противопожарной службы уплачивают в порядка устанавливаемом Правительством Российской Федерации, штраф в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Основания и порядок привлечения предприятий к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей (ст. 39 [1]).